Должен отметить, что это уже не первый опыт подобного рода – около двух лет назад Алена Солодилова(Преображенская), все с тем же издательством «Весь»(см. выше) выпускала «Альманах» (весьма неплохой) по итогам петербургского фестиваля, но он в большей степени представлял собой сигнальные фрагменты готовящихся к выходу книг – Телемского и других. Так что, общего с той книгой разве что название. Суть совершенно иная.
Главных ценностей этого небольшого по объему труда несколько. Следует отметить его полифоничность – очерки не занимаются повтором друг друга, подобно колодам-клонам многострадального Райдера. Вторая ценность – это простота изложения. Все очерки объединяются тем, что не производят впечатления заумного до позеленения труда, от которого иногда хочется застрелиться, или того хуже – повесить автора на соседних воротах. Третья – очень приятное оформление, хорошая верстка (ну да, учитывая, что версталось это у Васина – откуда бы там взялись проколы). А теперь главный недостаток. Это объем. Хотя, это во мне играет кошатницко-библиофильский эгоизм – мне нравятся толстые кошки и толстые книги. Альманах состоит из всего 222 страниц, и потому довольно скромен по объему согласно моей системе ценностей.
Открывает альманах очерк Феликса Эльдемурова о (простите, использую модное в образовательной среде словечко) профориентации. Традиционный эльдемуровский стиль с его столь хорошо знакомым по «Арканологии» и другим лекциям чувством юмора. При этом Маэстро занимает не так много места в Альманахе. Очень скоро он уступает место другим авторам, среди которых Сергей Савченко, Олег Телемский, Вера Склярова, Михаил Васин, Наталья Шадрина, Алексей Лобанов, Татьяна Бородина и еще множество авторов, но я неслучайно выделил именно их. Не только потому, что это самые известные имена, а по той причине, что каждый из них, по сути, представляет совершенно разные направления мира Таро. Ну и да, все они издаются в разных издательствах, так, что, в сущности, происходят из разных, так сказать «мафий». И по правилу религиозной организации просто обязаны вести эти самые религиозные войны. А они почему-то собираются на фестивали и даже умудряются печатать тексты своих выступлений под одной обложкой. Не хочу намеренно выделять кого-то за «лучший» или «худший» очерк. Практически все новички (в моей сфере ценностей) показали нечто любопытное (даже захватывающее). Так что все статьи почти обязательны для ознакомления.
Вот тут и проявляется главная ценность данного издания – оно не только показывает насколько много разных взглядов на Таро существует в русскоязычном Таро-сообществе. Но также вполне наглядно демонстрирует фактическое единство этих самых (местами совершенно разных) учений. В этом, в сущности, и есть особая сила – как всего сообщества – так и данной книги. Ведь подобное издание позволяет за очень короткий промежуток времени дать картину, почти полную, того в каких поисках и чем занимаются тарологи на русскоязычном пространстве (пишу так, поскольку в книге отметились также специалисты из Беларуси и Латвии). Разумеется, здесь не идет речь об учебнике, однако данное издание видится мне отличным пропуском к освоению Таро и поиску этих учебников для начинающего. Главное, что может действительно зацепить тут новичка (понимаю, что это спорная позиция, но всё же) – это уже упомянутая выше простота, научно-популярность, если хотите, языка (Даже в случае с мозговыносящей темой Древа Сефирот, которую достаточно просто объясняет в Альманахе Михаил Васин или Верой Скляровой и ее почти поэмой) и, практически полное отсутствие такого весьма отпугивающего скептиков понятия как волшебство. Книга максимально направлена именно на практический, информационный подход. Во многом, кстати, даже прагматический. Никто не капает кровью на череп кролика и не обещает появления через секунду духа умершей от анафилактического шока левого желудочка прабабки. Суть Таро - это универсальный информационно-символьный язык, доступный любому человеку, который не несет за собой магического "хвоста" являясь, по сути, социально безопасным интеллектуально-культурологическим увлечением. Хочется аплодировать, так как в этом проявляется открытость книги массовому читателю. Но, есть свое но…
Тут выплывает второй и тянущий за ним третий недостаток несколько подрывающий массовость книги – это всё-таки тираж и выплывающая за ним естественным образом цена – если в Ларце она еще весьма демократична (издатели всё-же как никак), то вот в книжных магазинах или на других сайтах – весьма очевидно. Прекрасно, что этот «Альманах» вышел. Но ему главное место в первую очередь не на наших полочках коллекционеров, а в сумочках и на книжных полках (и главное в мозгах), где, возможно, вместо нормального учебника стоит что-то вроде творения всяких Елен Таури (между прочим 3000 экземпляров ее «шедевра» выпустило «Эксмо» и про ЭТО еще будет рецензия). Над этим надо работать, в том числе и нам с Вами.
Комментарии
Отправить комментарий