Наблюдая за развитием проекта я очень
опасался, что такая огромная толпа авторов (50 штук, причем собран практически
весь цвет жанра) в комплекте создаст диссонирующий визуальный ряд и ничем
большим чем огромная и привлекательная инсталляция из этой колоды не выйдет.
Опасения были. Они провалились как лед на чудском озере под рыцарями. Уже с
момента получения упакованной колоды начались приятные сюрпризы. Саму коробку с
колодой вместо целлофана упаковали в бумагу с символикой колоды и издательства.
Рвать это чудо очень не хотелось – пришлось осторожно разрезать по шву скотч.
Глобальный Таро-проект, посвященный
100-летию Русской революции (символика намекает, что октябрьской, но по картам
ясно, что и февральскую цепляем) поставляется в коробке из плотного
красного(очевидно) картона. Крышка сидит на коробке очень крепко и примера с
Телемы, которая отлетает на раз-два не берет. Пустая карта есть, но она внесена
в систему Старших Арканов и о ней позже. Рубашка не симметричная. Сила восьмая,
Справедливость (Правосудие) одиннадцатое. В отличие от «Ленин с нами» колода не
нарекает себя арт-объектом (коим безусловно является де-факто) и потому будет
оцениваться как рабочий объект.
Старшие Арканы по логике авторов
начинаются с Мага, которым выступает Дедушка Ленин, выступающий с трибуны на
Красной площади в Москве. Уже это как минимум намекает на то, что колода
существует в своем, немного фантасмагорическом мире. Символы мастей можно
попытаться поискать, но с трудом. Жрица – очень красиво изображенная Александра
Федоровна Романова – немного странный выбор, но весьма удачный. Императрица –
это ударница с вымпелом социалистического соревнования, сберкнижкой и снопом
пшеницы, все вполне в духе социалистических агиток тех времен. Ставший святым объект обожания прокурора
Поклонской – Николай Второй создает весьма нетипичную пару социалистической
Императрице. Сюр нарастает. Иерофантом выступил сам Карл Маркс в оформлении
Александра Данилова. Очень идейный и стильный. Влюбленные топчутся у ворот
Дворцовой площади на старой символике Российской Империи и через них готовятся
войти в светлое будущее с заводами и восходящим солнцем. Выбора намного больше,
чем любви, но все же. Колесница не так проста как кажется. Во первых, паровоз
едет по двум путям одновременно. То есть, по сути, он сошел с рельс. Звезда на
носу паровоза помещена немного пол углом относительно плоскости. В общем и
целом странная и заставляющая задуматься карта. Над Силой трудился сам Чиро
Маркетти, который изобразил Распутина и, видимо, царевича Алексея. Очень
глубокая и интересная идея. Под Отшельником венгерка Богларка Кишш изобразила «дух
Николая второго» вернувшийся назад в Петербург. Колесо, пожалуй, наиболее
близко к каноническим картам Райдера из всего что уже просмотрено – весьма интересная
карта с неординарным набором объектов и возможностью интересных толкований.
Справедливость удивила и озадачила. Некий гипотетический Троцкий на валуне.
Повешенный очень сложен – тут тебе и Храм Василия блаженного, и странные
колонны и сам Повешенный, символизирующий, как подсказывает книжечка, Николая
Второго. Смерть весьма типична. А вот Умеренность производит впечатление
шедевра – в песочные часы вписаны милиционер и два алкаша, один из которых –
интеллигент, а второй – зэк. В нижней части, формально они же, только в версии
ДО 1917-го года. Визуально Дьявол за авторством Катаны Игоревны – одна из самых
крутых карт визуально. Это глубокий, переполненный мелкими деталями Аркан. Под
впечатлением. С юмором обыграна Башня, которой выступает недостроенный Дворец
Советов на месте Храма Христа Спасителя. Звезда аллегорична – обыгрываются выстрел
крейсера Аврора и богиня утренней зари Аврора, плачущая от происходящего. Луна
Джордано Берти это сюрреалистичное полотно с множеством образов в стиле
карикатуры. Пролетарское Солнце очень радостное, правда вот не все герои на нем
улыбаются. Видимо, грудастая Мать уже поняла, что наделали что-то не то.
Страшный суд Салли Аннетт сочетает в себе графику и фото. Весьма интересная
карта, но тяжело читаемая визуально. Мир очень предсказуем в контексте колоды.
В колоде два шута – один с нулем от Марии Курара (Шут разбивает топором царскую
корону) и не пронумерованный от Пабло Робледо в виде крейсера «Аврора». Обе
аллюзии очень интересны и потому имеют право на жизнь. Пустая карта красного
цвета называется «Революция» и исполняет роль темной.
В Младших Арканах некоторая сбивчивость
и разнообразие стилей приводится к некоему общему знаменателю. В частности Двор
почти целиком отдан Сильвии Ордоки (Пентакли целиком, Жезлы почти). Все тузы
сделаны Пабло Робледо. Масти переименованы. Кубки стали Знаменами, Мечи
Штыками, Жезлы Серпами и Молотами, Пентакли Звездами. Младшие Арканы сделаны
ровно, большинство из них весьма четко опирается на каноническом Райдере, за
исключением масти Серпов и Молотов в которой заметен сильный отход в сторону,
обусловленный, собственно, нетипичностью самой масти.
А теперь итог – группе художников
удалось создать проект с общей канвой и системностью. Стилистические
расхождения в колоде не воспринимаются как нечто отталкивающее, скорее
наоборот. Мне даже сложно сказать, что в колоде не понравилось. Этого найти не
удается. Отличное завершение амбициозного проекта. Но ложка дегтя все же есть.
Общая оценка(по пятибалльной шкале):
Качество
исполнения
|
Коробка и упаковочная бумага на
отлично. Сами карты яркие. А вот срез весь в зубцах, особенно на скругленных
углах. Ну и Десятка Пентаклей в моем экземпляре больше остальных карт.
Качество не совсем порадовало.
|
3
|
Текстовое
сопровождение(МБК)
|
Сдержанный по объему компаньон на трёх
языках – русском, английском и испанском. Текст далеко не всегда объясняет
какие персоналии имеются в виду. Есть ключевые слова, но все максимально
кратко. Книжечка сделана хорошо, на прекрасной бумаге.
|
4
|
Художественная
ценность
|
Колода очень эклектична и в этом ее
огромный плюс.
|
5
|
Простота
(с позиции первого знакомства)
|
Для человека, который знает кто такой
Ленин и что они натворили сто лет назад эта колода покажется весьма простой.
Есть Арканы (Дьявол) на который надо смотреть очень долго.
|
4
|
Простота
(с позиции дальнейшей работы)
|
В отличие от Таро Ленин с нами, эту
колоду было бы интересно посмотреть в деле.
|
5
|
Оригинальность
|
Идея очень интересная и, главное,
отлично реализованная.
|
5
|
Соотношение
цены и качества
|
Увы, качество среза и самих карт
несколько расстроило. За такие деньги ждешь большего, хотя, это все таки Таро
Революции, так что не особо идеальное качество может быть частью инсталляции
как таковой.
|
3
|
Коллекционная
ценность
|
Думаю, что при таком маленьком тираже –
практически в драку для коллекционеров.
|
5
|
Суммарная
оценка
|
Пятерку испортило качество карт. Даже
если это часть перфоманса. Но четверка вполне крепкая. Отличная колода.
|
4
|
Комментарии
Отправить комментарий